Почему Талмуд называется «Гемара»?


Ирина Лобанова
(Irina Lobanova)

Ирина работает в индустрии воздушных шаров почти десять лет. Она начинала работать как продавец воздушных шаров, но, постоянно читая журнал «Шарм-арт» (Sharm-Art), вскоре увлеклась творческой стороной индустрии. Однажды журнал проводил конкурс, и она не раздумывая приняла в нем участие.

Ее быстро заметила главный редактор журнала Татьяна Петровна Левина, которая поняла, что у Ирины врожденный талант, и решила помочь ей получить лучшие возможности для обучения, развития и демонстрации миру своих способностей.

Татьяна подсказала ей, что в России проводятся фестивали специалистов. На своем первом мероприятии Ирина нервничала и волновалась, ведь она была там совсем одна, но воспользовалась возможностью и скоро создала команду «Золотые руки», которая поддерживала ее. Команда по-прежнему успешно работает и регулярно получает призы на фестивалях по всей России.

В 2012 г. Ирина начала обучать других навыкам своего мастерства и к настоящему моменту провела обучение более чем в 14 странах, где делилась своей любовью к воздушным шарам. Она единственная представительница России, выигравшая приз журнала «Шарм-арт». Мы рады, что она является частью команды Gemar® и одним из наших наиважнейших посланников.


Мишна преподается в школах и синагогах, ее комментируют в свою очередь, и из дополнений этих вскоре вырастает Гемара (завершение), собственно, две различные Гемары: одна возникает в Палестине (закончена в 350 году), другая в Вавилоне (закончена в 500 году).

продолжалась в виде комментирования Библии (Мишна, до 3 в.) и составления Гемары — собрания правовых (Галаха) и фольклорных (Аггада) толкований библейских текстов, — часто в неимоверно лапидарной, туманной форме, субъективных и противоречивых; Гемара с Мишной составляют Талмуд (до 5 в.).

В качестве такой чрезвычайной меры по сбережению Торы во всей ее целостности они предприняли запись Устной Торы, что заняло, в итоге, многие тома, известные как Мишна и Гемара (Талмуд).

Ниже начинается Гемара, в которой жившие позднее рабби обсуждают беседы живших ранее рабби, зафиксированные в Мишне.

И Мишна, и Гемара развивались в рамках устной традиции в течение многих столетий, поэтому даже в пределах нескольких строк текста могла возникнуть иллюзия, что рабби, жившие в разные эпохи, сидят и непосредственно беседуют друг с другом.


Но Гемара поясняет: «Это относится к Письменному Закону (Тора доступна всем в виде письменного свитка); Янаю надо было спросить иначе: «Что будет с Устным Законом?»

Гемара приводит историю некоего реб Нехунии, чья особая заслуга состояла в том, что он копал колодцы («хофер шихин»), водой из которых пользовались путники.

Помимо собственно Мишны в него вошли и комментарии к ней – Гемара (иногда так называют и сам Талмуд).

Первая часть называется Мишна, это произведения таннаев, вторая – Гемара («завершение») – результат работы амораев.

Были записаны также комментарии к «Мишне» – «Гемара», которые в глазах иудеев считаются весьма важными.

Значение слова

Талмуд говорит нам, что слово «Гемара» относится к устным традициям,4 а мнение5 рабби Шломо Ицхаки, известного как Раши (1040-1105), гласит, что оно обозначает учения, составленные более поздними мудрецами, необходимые для разъяснения слов более ранних авторов.6 В другом месте он же объясняет, что текст Гемары касается принципов и основополагающих рассуждений о Мишне и галахе, а также о том, как разрешать  в Мишне кажущиеся противоречия.7

Талмуд

Кажется, есть только один очевидный случай во всем Вавилонском Талмуде (в Иерусалимском их нет вообще), где термин «Гемара» используется для обозначения всего Талмуда в целом, то есть так же, как он используется и сегодня.8


В заключение дискуссии, в которой группа раввинов обсуждала законы эрува, Талмуд заявляет:

Рабби Нахман сказал им: «Правильно, и так сказал Шмуэль».

[Раввины] сказали ему: «Ты так тщательно проанализировал Мишну?!»

Талмуд объясняет: почему они были так поражены [тем, что он тщательно изучил Мишну]? Ведь они точно так же хорошо были с ней знакомы. Скорее можно интерпретировать их слова как вопрос: «Ты установил это в Гемаре?»9

[На что] рабби Нахман ответил: «Да, [я это сделал]».

Хотя термин «Гемара», судя по всему, используется здесь в общепринятом смысле, следует подчеркнуть, что на момент возникновения этого обсуждения Талмуд еще не был написан. Скорее, как объясняет рабби Шрира Гаон (ок. 906-1006) в своей знаменитой эпистоле, во времена поколений талмудических мудрецов, когда изучать законы Торы стало сложнее из-за постепенно снижающегося уровня способностей учеников, главы поколений устанавливали точные формулировки в тщательно сохраняемой официальной устной форме, что и называлось назывались Гемара, а позже было записано как Талмуд.

Таким образом, Гемара была официальным толкованием Мишны, принятым и одобренным крупнейшими талмудическими академиями того времени. Тем не менее, все обучение происходило в устной форме. Только уже гораздо позже все было записано, подобно тому, как это произошло с Мишной много лет назад.10

Это так же поддерживает и понимание того, что Гемара первоначально ссылалась на устные традиции и пути их повторения и изучения, а не на письменный текст.

Почему Талмуд называется «Гемара»?

Дополнительные значения

Некоторые объясняют, что слово гемара связано с ивритским корнем «гамар», что значит «окончание» или «заключение», поскольку фактически Гемара является заключением процесса записи Устной Торы.11

Горящие угли

Некоторые объясняют, что на более глубоком уровне термин гемара имеет отношение к фразе на арамейском гумра де’аша, «горящие угли».12 Это связано с тем, что когда человек изучает Тору исключительно для того, чтобы служить Богу, он разжигает в себе настоящую огненную страсть.13

Ангелы-защитники

Рабби Хаим Лёв (брат знаменитого Маараля из Праги) объясняет, что изучение Талмуда является одной из форм духовной защиты. На это намекает само слово гемара, которое является аббревиатурой названий четырех групп ангелов, каждая из которых возглавляется одноименными архангелами, которые возносят Всевышнему хвалу и окружают праведного человека, чтобы спасти его от зла:14

Гимел – Габриэль – גבריאל

Мем – Михаэль – מיכאל

Рейш – Рафаэль – רפאל

Алеф – Уриэль – אוריאל

Так пусть же мы удостоимся, чтобы в заслугу нашего изучения Торы все мы оказались под защитой Всевышнего!

Сноски


  1. Подробнее читайте в статье “Талмуд. Что это?”.
  2. См., например, Талмуд, Сукка, 28а, Бава Батра, 8а.
  3. См. В. Бахер, “Гемара”, ежегодник Колледжа еврейского объединения,  1904, стр. 26.
  4. Талмуд, Авода Зара, 19а.
  5. См., например, Талмуд, Бава Мециа, 33а-б.
  6. Раши на Талмуд, Сукка, 28а.
  7. Раши на Талмуд, Бава Мециа, 31а.
  8. См. В. Бахер, “Гемара”, ежегодник Колледжа еврейского объединения,  1904, стр. 26.
  9. Талмуд,Эрувин, 32б.
  10. См. Игерет рав Шрира Гаон, стр. 73 и примечания.
  11. См. Оцар Коль Минхагей Йешурун, Марбим Леадлик Нерот в примечании.
  12. См. Таргум Йонатан на Шмот, 27:5.
  13. Рабби Шломо из Карлина, цит. в Тейт Аарон, Седер а-Йом ве-Азхорот, р. Аарон (второй), 65.
  14. Сефер ха-Хаим, Сефер Зхийот, 1:2.